madam_de_z

Category:

Рассел Смит. "Гурджиев: космические секреты". Обсуждения. Фрагмент 12.

Комментарии.    

        Меня никак не отпускает магия этой таблицы. Поэтому этот пост все еще будет посвящен третьей главе МИ и изучению схемы, приведенной выше. И если в прошлый раз мы обсуждали устройство человека с позиции закона семи и вложенных октав, то  сейчас мы рассмотрим идею Рассела об эволюции центров,  а другими словами-- идею развития Жизни на Земле. Сразу оговоримся, что эволюция центров, с точки зрения Рассела, не совпадает с эволюцией человека, как вида. Автор рассматривает более широкий подход: он считает, что момент появления инстинктивного центра—это момент появления ДНК. И поэтому нижнее РЕ масштаба ноль Рассел предлагает рассматривать как ДНК (в шутку он предлагает другое название для ДНК—ДНРе).   А ДНК, попросту говоря, это способность живой клетки дублировать себя, создавать свои копии. И тут у меня возникает непреодолимое желание посмотреть ниже, туда где из неживого появлялось живое… Позволю себе затронуть эту тему. 

1. Что такое жизнь? 

      Чем живое отличается от неживого? Как известно, в неживой природе подавляющее число процессов происходит с увеличением энтропии—уменьшением порядка и увеличением хаоса. А живые системы способны усложнять свою организацию, уменьшая энтропию.  Как химические элементы, прилетевшие из Космоса смогли организоваться в Жизнь, способную воспроизводить саму себя и эволюционировать? Романтическая фраза о том, что мы – космическая пыль абсолютна научна и точна: человек состоит из химических элементов, которые появились при взрыве сверхновых звезд на втором этапе звездообразования, поставляющих в межзвездное пространство тяжелые элементы (с атомной массой более 26). Подчеркнем, что химические элементы, из которых состоит человек НЕ были созданы на нашей планете. 

    Скажем сразу, что вопрос о возникновении Жизни на Земле до сих пор так и не решен учеными однозначно, несмотря на огромный интерес к нему и большое число исследований. Здесь ученые  разделились на два лагеря (на самом деле разных точек зрения гораздо больше, но их можно принципиально разделить на две группы).

1.1. Первая гипотеза возникновения Жизни. 

     На древней Земле существовали условия, при которых могли появиться органические молекулы, из которых впоследствии организовалась жизнь. Эта теория носит название химической эволюции—то есть эволюции неорганических веществ в органические (по-другому—абиогенез).

     Для меня очень интересной оказалось информация о том, как в 1953 году студент (!) Чикагского университете Стэнли Миллер решил поставить эксперимент, моделирующий условия атмосферы первобытной Земли и возможные в тех условиях химические превращения. Аппарат, спроектированный для проведения эксперимента, представлял собой две колбы, соединённые стеклянными трубками в цикл и был наполнен смесью газов, соответствующей составу атмосферы ранней Земли (3,5- 4 млрд. лет назад). Аппарат моделировал горячую атмосферу (она тогда содержала метан, водород, аммиак, углерод и не содержала кислорода)  с непрерывными электрическими разрядами и конденсацией газов. Через неделю работы аппарата на дне колбы образовался густой осадок, в состав которого входили аминокислоты (напомним, что аминокислоты важнейшие строительные блоки жизни, из них состоят белки). Эксперимент стал сенсацией: на опыте была доказана возможность появления органических молекул из неорганических.

      Но мало создать строительный материал для организма—необходимо организовать его правильным образом. И это самое сложное: необходимо было разобраться как появились молекулы РНК и ДНК, собирающие из аминокислот белки. Поэтому была выдвинута гипотеза мира РНК (Карл Везе, 1968). РНК—нестабильная по сравнению с ДНК и более простая молекула, которая тем не менее способна собирать белки и хранить информацию. Мир РНК — гипотетический этап возникновения жизни на Земле, который предшествовал  современной  ДНК-РНК-белковой жизни, обособленной клеточной мембраной от внешней среды. К слову сказать, даже вопрос появления мембраны клетки, является чрезвычайно сложным, ведь мембрана—высоко интеллектуальная граница, отделяющая живое от неживого. 

1.2. Вторая гипотеза возникновения жизни. 

     Все рассказанное выше кажется логичным, но есть большая проблема. Живые организмы невероятно сложны. И эта сложность должна была получиться случайно. Простейшая живая клетка содержит по меньшей мере 300 различных типов белков и биологические механизмы, необходимые для роста, размножения, преобразования энергии, обработки и хранения генетической  информации, а также защиты содержимого клетки от внешней среды. Такие же компоненты и функции должны были быть и в первой живой клетке. Живая клетка не может быть простой: существует предел, за которым жизнь не может стать еще проще и все еще существовать. Жизнь характеризуется одновременным существованием множества молекулярных устройств и, если мы уберем хотя бы что-то клетка перестанет существовать. “Проще” в данном случае—означает смерть.

      И в этом кроется главная проблема: по первой гипотезе вся эта невероятная сложность должна была появится случайно, в результате случайного столкновения молекул аминокислот, которые плавали в первобытном океане (бульоне) и сталкивались, как машинки на автодроме, а затем без плана и инструкции правильная комбинация молекул должна была собраться в сложнейший механизм самовоспроизводящейся клетки. Эта ошеломляющая сложность должна была возникнуть СПОНТАННО.  Молекулы химических веществ не умеют предвидеть, они не могут знать, что им надо делать, чтобы собраться в живую систему. Сами по себе аминокислоты, не живые, не обладают разумом, они инертны, они не воспроизводятся и не хранят информацию. Химическим веществам все равно—живо что-то или нет. Естественный отбор на этом этапе тоже не работает: отбор требует существования того, чье существование мы пытаемся объяснить, то есть клетки с генетическим аппаратом. 

      И здесь поднимает свою голову СЛУЧАЙ – а ученые ненавидят случай, в качестве объяснения происхождения жизни. Почему? Потому что, просчитав вероятность, ученые получили нулевую математическую вероятность успеха. Вероятность того, что только через слепые химические взаимодействия может образоваться один единственный белок, состоящий из 150 аминокислот (маленький) равна 1, деленной на 10 в 164-ой степени, то есть должно быть создано 10 в 164 степени штук неправильных цепочек, чтобы появилась одна правильная.  Но у нас же полно времени—3,5 млрд. лет! Но этого времени все равно не хватает!  Через 3.5 млрд. лет число цепочек будет 10 в 58 степени, что гораздо меньше нужного для возникновения одного (!) белка  числа попыток. То есть всего времени существования планеты Земля недостаточно, чтобы случайно произвести один простой белок. 

     Невероятность самопроизвольного образования РНК просто астрономическая, но приверженцы первой гипотезы закрывают на это глаза. 

      И тут наука встает лицом к лицу с необходимостью признать высший Разум, который создал Жизнь на Земле. Жизнь на Земле разнообразна,  удивительно красива и изящна.   И в этом есть Замысел. Природа выглядит спроектированной. Только Замысел и Разум может объяснить информационную насыщенность живой клетки. Интеллект необходим для создания жизни. Эта теория получила название Разумного Дизайна (здесь английское слово design переводится как проект, замысел). 

    В повседневной жизни мы легко распознаем объекты, сделанные с помощью интеллекта. Когда мы делаем вывод о том, что что-то спроектировано с использованием интеллекта? Человек делает такой вывод каждый раз, когда видит крайне маловероятный объект или явление, обладающее сложной структурой.  Никто не будет предполагать, что скульптура, вырезанная из камня получилась в результате случайного действия погодных условий. Или никто не скажет, что буквы, написанные на песке, появились в результате движения волн.  

      По мнению философа Уильяма Дембски, когда некоторый объект имеет определённый уровень сложности, то можно утверждать, что он был создан Разумным Творцом, а не возник в ходе естественных процессов. Люди ищут интеллект в далекой галактике в точности по той же схеме: ожидая сигнал маловероятный, сложный, устроенный в соответствии с некоторой моделью, например, последовательность простых чисел. ДНК похожа на сложнейшую компьютерную программу, а для создания таких программ не используется ветер, эрозия, набегающая морская волна  или генератор случайных чисел. Клетка насыщена информацией, а единственным создателем информации может быть Разум. 

      Вот такие две противоборствующие теории возникновения жизни. Но если попробовать расширить наше понимание, то окажется, что, по сути, обе теории говорят об одном и том же: случайное возникновения Жизни или ее сотворение по проекту Бога — это попытки объяснить недоступные человеческому уму явления. И с другого уровня понимания эти две теории уже не кажутся разными и противоборствующими: это единство, которое мы воспринимаем как двойственность. Грандиозный проект Жизни на Земле  создавался Разумом, который непостижим для нас и проект  этот был задуман и осуществлен в мирах другой тонкости. 

2. История развития центров — эволюция Жизни. 

      Теперь перейдем к следующему этапу эволюции. Уже появилась ДНК и Рассел утверждает, что именно в этот период начинает свою историю развития инстинктивный центр. А это означает, что к тому моменту уже существовала клетка. Живая клетка—это сложнейший организм. И, соответственно, простейшие живые существа, состоящие из одной клетки (бактерии, инфузории, амебы) уже обладают всеми необходимыми жизненными функциями: защитной, выделительной, пищеварительной, двигательной, дыхательной. А это и есть содержимое инстинктивного центра. Только в клетке за это отвечают не органы, а органеллы. Развитие инстинктивного центра означает усложнение и эволюционное развитие химических процессов в живом организме: 2, 3 и 4 бубен Рассел называет автоматической химией, 5,6 и 7 реакционно-активной химией, а 8,9 и 10 – контролируемой химией. На схеме это соответствует нижним нотам в масштабе 2,  полторы октавы. В течение миллионов лет инстинктивный центр был доведен до совершенства и это случилось задолго до появления животных. 

     Далее эволюция инстинктивного центра  привела к возникновению двигательного центра. К примеру, большинство микробов использует своеобразные клеточные "весла", так называемые жгутики, для перемещения в окружающей среде. Сложные химические процессы в клетке заставили вращаться жгутик определенным образом, что позволило организму перемещаться в среде обитания. К слову, источником энергии для таких весел служит те самые молекулы АТФ, которые работают также и в человеческих мышцах. Так появляется двигательный центр. А движение—это совсем другой диапазон возможностей! Недаром Гурджиев в  Рассказах говорит о том, что Общий Отец Бесконечный  обратил внимание на живые существа (тетартокосмосы), когда «констатировал их автоматическое передвижение». Движение—это новые возможности для добычи пищи и воды, увеличение шансов на выживание, поиска партнера для продления рода, поиска благоприятных климатических условий. А все это вместе означает быструю и более качественную эволюцию Жизни. Двигательный центр развивался много миллионов лет, будучи частью эволюции всех живых существ.  Сначала существовало автоматическое движение (2, 3 и 4 крести), затем появилось реакционное движение (5, 6 и 7 крести), и в конце концов — контролируемое движение (8, 9 и 10 крести). На схеме это следующие девять нот во во втором масштабе. После миллионов лет развития двигательный центр был окончательно установлен. 

      Дальше наступает время для эмоционального центра. Здесь необходимо отметить интересный момент. По порядку эволюции во времени эмоциональный центр следует за двигательным, но, как было отмечено ранее, эмоциональный—это второй центр после инстинктивного, относящейся к сущности (красный центр). Поэтому Рассел рассматривает эмоциональный центр как развивающийся инстинктивный. И этот подход мне кажется интересным и конструктивным. Попробую объяснить. В какой-то момент живое существо не просто стало ощущать окружающий мир (инстинктивным центром), но и начало придавать эмоциональный смысл тому, что оно ощущает. Представьте себя (или зверя в лесу, неважно) в положении смертельной опасности, когда вам жизненно необходимо ощущать (слышать, видеть, обонять, чувствовать кожей) все, что происходит вокруг. Это напряженная полноценная работа инстинктивного центра. И заметьте,  это очень близко к эмоциональной чувствительности. А для животных и первобытных людей такая способность ощущать и чувствовать очень важна для выживания (современный человек ее, к сожалению, потерял). Эмоциональный центр развивался в разных направлениях, он позволил животным отличать и выращивать своих детенышей, заботиться о них и о членах своей группы, проявлять социальное поведение. Как сурикаты, которые по очереди стоят на страже, пока другие члены стаи кормятся и сообщают об опасности с помощью десятка “слов”, которые они умеют произносить.  Теперь у животных появилось еще больше шансов выжить, достичь зрелости и дать потомство. Эмоциональный центр, подобно двум предыдущим,  развивался длительное время, от автоматических, реактивных до контролируемых эмоций. Долгое период эволюции именно этот центр придавал смысл всему живому.      

      А затем настало время для мыслительного центра. Значение, которое присваивалось различным явлениям эмоциональным центром, стало запоминаться, записываться в мыслительный центр. Это давало животным еще лучшую базу для выживания: наличие записанных данных  о правильном поведении гарантирует успех. Мыслительный центр—это хранилище данных, которые эмоциональный центр посчитал важными. 

     И в заключение немного о Высших центрах. 

     Истинная природа человека связана с функционированием Высшего Эмоционального и Высшего Мыслительного центров. На схеме эти центры отображены нотами ЛЯ и  СИ в масштабе ноль.  Но,  для существования и эволюции  Жизни на Земле эти центры не нужны.  Качество жизни в материальном мире не может быть улучшено посредством Высших центров. Эволюция человека, как вида животных, закончилась. Высшие центры бесполезны для совершенствования принципов выживания и размножения.  Человек может достигать Высших центров случайно, но всегда будет их терять, пока не достигнет ПОНИМАНИЯ, зачем они нужны ему лично. Случайное попадание бесполезно, оно не будет распознано и не получит правильную оценку. Такое случайное попадание в Высшие центры Рассел называет  spillage (утечка, проливание). С этого момента начинается индивидуальная эволюция человека, основанная на его собственной воле и намерении. Если я получаю Разум случайно, то я не смогу  его удержать. Если я получаю его намеренно, то его нельзя у меня отнять.

     В заключение хочу сказать.  Я понимаю, что обсуждая эту тему, как математик, я во многом вторгаюсь на не свою территорию.  Но меня не перестает восхищать тот факт, насколько гармонично любые процессы, и глобальные, и локальные ложатся на закон трех и закон семи. Существует огромное количество научных данных, фактов и исследований, которые для меня образуют неорганизованную множество, которое не хочет складываться в систематическое знание, а тем более в понимание. Но как только я начинаю осмысливать эти разрозненные факты, имея в голове гурджиевские законы как некую матрицу для систематизации фактов и знаний, все становится на свои места, любому научному факту находится место, мне все становится интересно и важно,  и появляется ясность… И здесь велик вклад Рассела, который показывает пример, как рассматривать многие явления и процессы с точки зрения этих законов.  Если мы будем смотреть  на большой масштаб, то детали эволюции не видны совсем—слишком велики переходы между нотами—этапами. Но если всматриваться детальнее, то любые переходы, в том числе качественные, переломные  происходят логично и эволюционно.  А в этом и есть суть расселовской идеи внутренних октав.  

    На этом мы заканчиваем обсуждение третьей главы и в следующий раз приступаем к четвертой главе ФА. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic